Embraer 195 — четвёртая, наиболее длинная, доработанная и оснащённая более мощными двигателями версия серии E-Jet, оригинальной разработки бразильского аэрокосмического конгломерата Embraer.
Тип силовых установок: реактивные, турбовентиляторные.
Количество: 2.
Модель: General Electric CF34, без альтернативы.
Тип фюзеляжа: узкий, с одним проходом между рядами кресел. Номинальная формула рядов эконом класса: 2+2.
Технический максимум пассажиров: 122.
Номинальное количество пассажирских кресел в стандартном эконом классе: 104.
Дальность полёта с типичной полезной нагрузкой: от 3 000 до 4 400 км.
Сборочная линия: производственная площадка Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампус (одноимёный аэродром SJK), штат Сан-Паулу, Бразилия.
Позиционирование
Основная рыночная ниша: региональные перевозки высокой интенсивности на относительно длинных маршрутах.
Декларируемые преимущества: возможность предоставить пассажирам местных авиалиний большинство элементов комфорта путешествия на магистральном самолёте.
Предшественники-аналоги
Старые модели из той же ниши, на замену которым стандартно предлагалась бразильская новинка:
- Avro RJ85,
- Avro RJ100,
- BAe 146-200,
- BAe 146-300,
- Fokker 100.
Avro RJ100 авиакомпании Swiss International Air Lines
Fokker 100 авиакомпании Air Niugini
Прямые конкуренты
Модели, выпускавшиеся одновременно с Embraer 195 и рассчитанные на ту же рыночную нишу:
- Airbus A318ceo,
- Boeing 717,
- Bombardier CRJ1000,
- COMAC ARJ21-700,
- Sukhoi Superjet 100.
Преемники
Embraer 195 стал самым большим и финальным вариантом в модельной линейке E-Jet первого поколения.
Аналог следующего поколения:
- Embraer 195-E2.
Embraer 195
Embraer 195-E2
Разработка
- Официальное начало работы над проектом: концепт Embraer E-Jet был представлен на Парижском авиашоу 14 июня 1999 года.
- Стартовый заказчик версии Embraer 195: авиакомпания Flybe (BE).
- Первый полёт Embraer 195: 7 декабря 2004 года.
- Первый коммерческий оператор: Flybe, поставка 1 сентября 2006 года.
Embraer 195LR авиакомпании Flybe, первый поставленный заказчику Embraer 195 в истории
Embraer 195AR авиакомпании Azul Linhas Aereas Brasileiras — оператора самого большого парка этой модификации
Конструкция
Семейство состоит из двух типовых групп для коммерческих авиалиний, а также бизнес-джетов Lineage 1000.
Меньшие модели Embraer 170 и Embraer 175 — основа модельного ряда. Оснащаются двигателями General Electric CF34-8E с максимальной взлётной тягой 64,5 кН, различаются длиной фюзеляжа (Embraer 175 имеет дополнительные секции до и после крыла, итого на 1,78 метра длиннее) и, в связи с этим, в массовых характеристиках (базовая версия Embraer 175STD тяжелее на 1 510 кг версии Embraer 170STD).
Embraer 190 и Embraer 195 — самолёты с удлинённым фюзеляжем, что потребовало создания двух аварийных выходов над крылом, применения более мощных двигателей General Electric CF34-8E (тяга до 90,6 кН), более длинного крыла, увеличенных горизонтальных стабилизаторов и основных шасси. Между собой тоже различаются фюзеляжем (Embraer 195 на 2,41 метра длиннее) и максимальной взлётной массой (Embraer 195STD на 1 000 кг тяжелее, чем Embraer 190STD)
В целом представители семейства имеют около 89% одинаковых узлов и деталей, а внутри типовых групп единообразие доходит до 95%.
Все самолёты оборудуются EFIS (Electronic Flight Instrument System, электронная система пилотажных приборов) модели Honeywell Primus Epic.
Продажи
Из-за очень близких характеристик с Embraer 190 и лучшими — с точки зрения большинства пользователей — эксплуатационными показателями последнего, самый длинный самолёт первого поколения семейства E-Jet не смог выйти из тени предшественника и продавался медленно. Его первичными заказчиками помимо нескольких европейских перевозчиков стали лишь бразильская Azul Linhas Aéreas Brasileiras (AD) известного авиатора Дэвида Нилмана (David Neeleman), активно поддерживающего Embraer, и китайская Tianjin Airlines (GS).
Тем не менее, модель продолжает выпускаться; на август 2019 года заказчикам передан 171 экземпляр.
Технические характеристики
E195STD E195LR E195AR Экипаж 2 2 2 Бортпроводники 3 3 3 Кресел, стандарт 104 104 104 Кресел, максимум 122 122 122 Длина, м 38,65 38,65 38,65 Высота, м 10,55 10,55 10,55 Размах крыла, м 28,72 28,72 28,72 Площадь крыла, кв. м 92,53 92,53 92,53 Удлинение крыла 8,91 8,91 8,91 Ширина салона, м 2,74 2,74 2,74 Высота салона, м 2,00 2,00 2,00 Минимальное время оборота, мин 30 30 30 Крейсерская скорость, км/ч 830 830 830 Максимальная крейсерская скорость, км/ч 845 845 845 Потолок, м 12500 12500 12500 Двигатели, 2 шт. General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E General Electric CF34-10E Уровень шума 4 4 4 Максимальная тяга, кН 90,57 90,57 90,57 Максимальная взлётная масса, кг 48790 50790 52290 Максимальная полезная нагрузка, кг 13650 13650 13650 Средний расход топлива, кг/час 1940 2000 2030 Разбег, м 1610 1630 1640 Максимальная дальность полёта, км 5195 5195 5195 Дальность полёта с типичной нагрузкой, км 3075 3870 4370 Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 1470 2220 2780