Airbus A321LR (Long Range) — модель пассажирских самолётов европейского производителя Airbus Societas Europaea.
LR — Long Range; суффикс, означающий «высокую» дальность полёта. Это версия удлинённой модели A321neo семейства A320neo с ещё более увеличенной максимальной взлётной массой (MTOW) и оптимизированной компоновкой салона.
Тип силовых установок: реактивные, турбовентиляторные.
Тип фюзеляжа: узкий, с одним проходом между рядами кресел. Номинальная формула рядов эконом класса: 3+3.
Первое предложение проекта потенциальным клиентам: октябрь 2014 года.
Официальный запуск разработки: 13 января 2015 года.
Стартовый заказчик: лизинговая компания Air Lease Corp.
Аэродромная презентация: 5 января 2018 года в Гамбурге, корпоративном аэропорту Финкенвердер (XFW).
Первый полёт прототипа: 31 января 2018 года с аэродрома Гамбург Финкенвердер (XFW), регистрационный номер D-AVZO, серийный 7877.
Airbus A321LR во время первой презентации в аэропорту Гамбург Финкенвердер (XFW) 5 января 2018 года
Первый полёт Airbus A321LR 31 января 2018 года, аэропорт Гамбург Финкенвердер (XFW)
Сертификат типа: 2 октября 2018 года одновременно от EASA и FAA плюс ETOPS 180, достаточный для полётов через Атлантический океан.
Аббревиатура ETOPS означает Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards — Расширенные Правила Полётов для Двухмоторных Самолётов; выдаваемое по итогам тестов с заданными параметрами разрешение на полёты для двухмоторных самолётов над безориентирной местностью; например, океаном. Цифра после букв — длительность в минутах.
Стартовый пользователь: Arkia (IZ).
Поставка из Гамбурга (XFW) в Тель-Авив (TLV) 14 ноября 2018 года, начало коммерческого сервиса 18 ноября с рейсов из аэропорта Бен-Гурион в Лондон Станстед (STN) и Париж Шарль де-Голль (CDG).
Первым пользователем должна была стать Primera Air Scandinavia (PF), но 2 октября 2018 года она объявила о банкротстве, и очередь перешла Arkia.
Airbus A321LR авиакомпании Primera Air, рендер
Airbus A321-251NX авиакомпании Arkia
Отличительные особенности Airbus A321LR
Additional Center Tanks
Опционально устанавливаемые три дополнительных топливных бака, один из которых — в центральной части фюзеляжа (additional center tanks, ACT).
Установка последнего потребует усиления структуры и применения изменённой системы управления топливом, поэтому будущий пользователь должен определиться с этим параметром до начала производства. Любая версия с ACT уже именуется A321LR.
Airbus Cabin Flex
Схема компоновки салона Airbus Cabin Flex (ACF), когда самолёт получает лишь четыре полноценных двери — спереди и сзади, — против восьми у A321 начального дизайна. Производитель смог доказать, что уменьшенных аварийных выходов в центральной части фюзеляжа достаточно для безопасной эвакуации пассажиров.
Аварийные двери вместо полноценных серьёзно облегчают планер, и именно в конфигурации ACF и тремя ACT с полным запасом топлива самолёт достигнет максимальной взлётной массы в 97 тонн. И вот тогда он способен показать свою наивысшую дальность. При 206 креслах в салоне Airbus A321LR сможет преодолеть 4 тысячи морских миль, или 7 410 километров.