Embraer 170 — стартовая версия серии E-Jet, оригинальной разработки бразильского аэрокосмического конгломерата Embraer.
Тип силовых установок: реактивные, турбовентиляторные.
Количество: 2.
Модель: General Electric CF34, без альтернативы.
Тип фюзеляжа: узкий, с одним проходом между рядами кресел. Номинальная формула рядов эконом класса: 2+2.
Технический максимум пассажиров: 80.
Номинальное количество пассажирских кресел в стандартном эконом классе: 68.
Дальность полёта с типичной полезной нагрузкой: от 3 500 до 4 000 км.
Сборочная линия: производственная площадка Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампус (одноимёный аэродром SJK), штат Сан-Паулу, Бразилия.
Позиционирование
Основная рыночная ниша: региональные перевозки высокой интенсивности на относительно длинных маршрутах.
Декларируемые преимущества: возможность предоставить пассажирам местных авиалиний большинство элементов комфорта путешествия на магистральном самолёте.
Предшественники-аналоги
Старые модели из той же ниши, на замену которым стандартно предлагалась бразильская новинка:
- Avro RJ70,
- BAe 146-100,
- Fokker 70.
Fokker 70 авиакомпании Alliance Airlines
BAe 146-100 авиакомпании Cobham Aviation
Предшественники — непрямые аналоги
Уже существовавшие на рынке в начале XXI века модели, на замену которым также предлагался Embraer 170. Авиакомпаниям для перехода потребовалось бы изменить маркетинг маршрутов:
- Bombardier CRJ100/CRJ200; отличия Embraer 170:
- большая вместимость при сходных затратах,
- больше комфорта в салоне;
- направление должно иметь потенциал для увеличения числа пассажиров в одном рейсе;
- перевозчику потребовались бы вложения в переподготовку экипажей, части наземного персонала и замену технической базы.
Embraer 170 успешно заместил CRJ100 и CRJ200 в парке многих коммерческих регулярных авиакомпаний.
- Embraer ERJ145; отличия Embraer 170:
- большая вместимость при сходных затратах,
- больше комфорта в салоне;
- направление должно иметь потенциал для увеличения числа пассажиров в одном рейсе;
- перевозчику потребовались бы вложения в переподготовку экипажей, части наземного персонала и замену технической базы, однако относительно меньшие, потому что производитель «старого» и «нового» самолётов один и тот же.
Embraer 170 успешно заместил ERJ145 в парке многих коммерческих регулярных авиакомпаний.
- Fokker 50; отличия Embraer 170:
- значительно выше оборачиваемость за счёт скорости полёта;
- большая вместимость;
- значительный подъём уровня комфорта в салоне;
- заметный рост эксплуатационных затрат;
- направление должно иметь потенциал для увеличения числа пассажиров в одном рейсе;
- перевозчику потребовались бы вложения в переподготовку экипажей, части наземного персонала и замену технической базы;
- однако за счёт высокой скорости оборота можно или сократить численность самолётов в парке, или расширить маршрутную сеть.
Из-за очень дешёвой эксплуатации Fokker 50 применялись на самых низкомаржинальных маршрутах, и заменить их турбовентиляторным Embraer 170 с сохранением прибыльности почти никогда не удавалось.
- Saab 2000; отличия Embraer 170:
- несколько выше оборачиваемость за счёт скорости полёта (ощутимо на маршрутах длиной от 500 километров);
- больший комфорт в салоне;
- заметный рост эксплуатационных затрат;
- направление должно иметь потенциал для увеличения числа пассажиров в одном рейсе;
- перевозчику потребовались бы вложения в переподготовку экипажей, части наземного персонала и замену технической базы;
- при этом выигрыш за счёт роста оборачиваемости парка во многих случаях невелик (не все обладают развитой региональной сетью с длинным плечом — свыше 500 км).
Saab 2000 ушёл с рынка самостоятельно, из-за ошибок менеджмента компании; перевозчики принялись заменять эти самолёты лишь после их физического старения, и последователем оказался Bombardier Q400.
Прямые конкуренты
Модели, выпускавшиеся одновременно с Embraer 170 и рассчитанные на ту же рыночную нишу:
- Bombardier CRJ700,
- Bombardier CRJ900.
Косвенные конкуренты
Модели, предлагавшиеся наряду с Embraer 170, однако перед выбором которых авиакомпании было необходимо определиться со стратегией развития в этой рыночной нише:
- ATR 72,
- Bombardier Q400.
Преемники
Следующая разработка в том же модельном семействе (конструкционный преемник):
- Embraer 175
Аналог следующего поколения:
- прямого аналога нет;
- Embraer 175-E2 — косвенный аналог (предлагается производителем текущим пользователям Embraer 170).
Embraer 175
Embraer 175-E2, рендер
Разработка
- Официальное начало работы над проектом: концепт был представлен на Парижском авиашоу 14 июня 1999 года.
- Стартовый заказчик: Régional Compagnie Aérienne Européenne (YS), контракт на 10 самолётов Embraer 170 плюс 5 в опционе.
- Первый полёт: 19 февраля 2002 года.
- Первый коммерческий оператор: LOT Polish Airlines (LO), поставка 5 марта 2004 года.
- Первый коммерческий рейс: 17 марта 2004 года из варшавского аэропорта имени Фридерика Шопена (WAW) в венский Швехат (VIE); Embraer 170 авиакомпании LOT Polish Airlines.
Конструкция
Семейство состоит из двух типовых групп для коммерческих авиалиний, а также бизнес-джетов Lineage 1000.
Меньшие модели Embraer 170 и Embraer 175 — основа модельного ряда. Оснащаются двигателями General Electric CF34-8E с максимальной взлётной тягой 64,5 кН, различаются длиной фюзеляжа (Embraer 175 имеет дополнительные секции до и после крыла, итого на 1,78 метра длиннее) и, в связи с этим, в массовых характеристиках (базовая версия Embraer 175STD тяжелее на 1 510 кг версии Embraer 170STD).
Embraer 190 и Embraer 195 — самолёты с удлинённым фюзеляжем, что потребовало создания двух аварийных выходов над крылом, применения более мощных двигателей General Electric CF34-8E (тяга до 90,6 кН), более длинного крыла, увеличенных горизонтальных стабилизаторов и основных шасси. Между собой тоже различаются фюзеляжем (Embraer 195 на 2,41 метра длиннее) и максимальной взлётной массой (Embraer 195STD на 1 000 кг тяжелее, чем Embraer 190STD)
В целом представители семейства имеют около 89% одинаковых узлов и деталей, а внутри типовых групп единообразие доходит до 95%.
Все самолёты оборудуются EFIS (Electronic Flight Instrument System, электронная система пилотажных приборов) модели Honeywell Primus Epic.
Продажи
Начав с очень уверенных продаж и потеснив сходу своих турбовентиляторных конкурентов, Embraer 170 вскоре столкнулся с ключевым изменением рыночной конъюнктуры: из-за роста цен на нефть (и авиационное топливо как его производную) обслуживаемые этими самолётами маршруты стали убыточными и могли существовать только в качестве фидерной сети для магистральных перевозок, а также в специальных условиях — при государственных дотациях (в России) или законодательных ограничениях на использование авиалайнеров определённых размеров (в США).
Поэтому начала 2010-х годов Embraer 170 начал проигрывать более медленным, но и гораздо более экономичным самолётам: рынок предпочёл ATR 72-600 и Bombardier Q400.
А после выхода Embraer 175, попавшего ровно в ту же нишу, но предложившего большую вместимость, начальная модель была полностью каннибализирована деривативом.
Тем не менее, стартовая версия семейства-бестселлера оказалась успешной и сама по себе. Всего было построено 196 и передано заказчикам 194 самолёта (два — тестовые образцы).
27 апреля 2018 года — последний Embraer 170STD был поставлен пользователю, японской авиакомпании J-Air (XM; региональный перевозчик группы Japan Airlines).
Embraer 170STD авиакомпании LOT Polish Airlines, первый поставленный заказчику E-Jet в истории
Embraer 170STD авиакомпании J-Air, последний поставленный заказчику Embraer 170 в истории
Технические характеристики
E170STD E170LR E170AR Экипаж 2 2 2 Бортпроводники 2 2 2 Кресел, стандарт 68 68 68 Кресел, максимум 80 80 80 Длина, м 29,90 29,90 29,90 Высота, м 9,85 9,85 9,85 Размах крыла, м 26,00 26,00 26,00 Площадь крыла, кв. м 72,72 72,72 72,72 Удлинение крыла 9,3 9,3 9,3 Ширина салона, м 2,74 2,74 2,74 Высота салона, м 2,00 2,00 2,00 Минимальное время оборота, мин 30 30 30 Крейсерская скорость, км/ч 800 800 800 Максимальная крейсерская скорость, км/ч 845 845 845 Потолок, м 12500 12500 12500 Двигатели, 2 шт. General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E General Electric CF34-8E Уровень шума 4 4 4 Максимальная тяга, кН 64,50 64,50 64,50 Максимальная взлётная масса, кг 35990 37200 38600 Максимальная полезная нагрузка, кг 9100 9100 9840 Средний расход топлива, кг/час 1660 1730 1770 Разбег, м 1520 1530 1540 Максимальная дальность полёта, км 4835 4915 5000 Дальность полёта с типичной нагрузкой, км 3465 3945 4035 Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 2030 2665 2945