Общие особенности семейства Airbus A320 Current Engine Options
Side-stick
Боковая ручка управления (сайдстик, от side-stick) — орган ручного управления самолётом, позволяющий изменять его крен и тангаж.
Располагаются по бокам кабины — соответственно, слева от командира воздушного судна и справа от второго пилота. Они не связаны с управляемыми аэродинамическими поверхностями (плоскостями управления) напрямую: их движения обрабатываются бортовыми компьютерами, которые и передают команды к гидравлическим или электроприводам.
Airbus первым в мире установил сайдстики в коммерческих самолётах — на A320 с самого старта их производства.
Fly-by-wire
Airbus был пионером и в применении электрических систем контроля полёта в коммерческой авиации — так называемых Fly-by-wire, проводящих команды от сайдстиков. Впервые полностью электронная система без механического дублирования и со «стеклянной кабиной» (где все показания выводятся на жидкокристаллические мониторы) была применена именно на самолётах первого поколения семейства A320.
Базовая архитектура Fly-by-wire от Airbus:
- 2 компьютера, управляющих рулями высоты и элеронами (Elevator and Aileron Computers; ELAC);
- 2 компьютера, управляющих рулём направления (Flight Aurgmentation Computers; FAC);
- 3 компьютера, управляющих спойлерами и рулями высоты (Spoiler and Elevator Computer; SEC);
- три гидравлических системы, Синяя, Зелёная и Жёлтая, управляющих аэродинамическими поверхностями.
Fly-by-wire
Интервалы ТО
Для семейства A320 производитель пересмотрел интервалы технического обслуживания, разнеся промежуточные процедуры в A- и C-check, соответственно. Так было сокращено количество осмотров и уменьшен стандартный простой парка.
Интервалы техобслуживания для самолётов Airbus семейства A320 начиная с 2005 года:
- через каждые 36 часов,
- через каждые 8 календарных дней,
- A-check — через каждые 600 лётных часов, или 750 лётных циклов (взлёт/посадка), или 100 календарных дней,
- C-check — через каждые 6 000 лётных часов, или 4 500 лётных циклов, или 20 календарных месяцев,
- Зональное — через каждые 6 лет, структурное — через каждые 12,
- Проверка порогов усталости — через каждые 24 000 лётных циклов,
- Капитальный ремонт шасси — через каждые 10 лет или 20 000 лётных циклов.