Booking в Крыму: от ворот поворот

Booking в Крыму: от ворот поворот

Власти республики настойчиво рекомендует местным отельерам окончательно отказаться от услуг этого сервиса бронирования

Сергей Ильченко, Крым

Министерство курортов и туризма Крыма настойчиво рекомендует местным отельерам окончательно отказаться от услуг бронирования Booking и активизировать сотрудничество с российскими сервисами. А несогласные могут лишиться права участвовать в федеральной программе «Туристический кешбэк», по которой россиянам возвращают 20% от стоимости отдыха. Лозунг «Мы сами с усами!» претворяется в жизнь. И это здорово. Но, как всегда, есть нюансы…

Кажется, интересы крымской туристической индустрии и международной компании, обложившей заказ гостиниц в Крыму различными ограничениями, расходятся как в море корабли. На днях компания Booking разослала гостиницам, пансионатам и здравницам полуострова уведомления о дополнительных санкционных ограничениях. Прежде всего «письма счастья» получили те, кто зарегистрировался после 2014 года. Теперь на Booking.com номер в крымском отеле можно забронировать исключительно на одного взрослого, что «соответствует типичным потребностям бизнес-путешественников». Январское послание из Амстердама гласит: «В дополнение мы отключаем функцию обмена сообщениями между партнерами и гостями для объектов размещения в Крыму, чтобы снизить риск совершения бронирований с целью отдыха под видом бронирования деловой поездки».

Уточним: речь идет об одной из ведущих мировых компаний, создавшей систему интернет-бронирования отелей. Она была основана четверть века назад в Нидерландах. Сейчас ее хозяином является американская корпорация The Priceline Group, хотя штаб-квартира осталась в Западной Европе. Пудрить мозги «оккупированному Крыму» они начали летом 2018-го. Тогда Booking стала требовать от пользователей заказывать крымские номера только в рамках деловой поездки. При заказе вместо фотографий гостиниц на экранах пользователей открывалась надпись: «На данный момент на нашем сайте невозможно забронировать проживание в Крыму с целью отдыха».

«Как международная компания мы делаем все возможное, чтобы обеспечить соблюдение действующих законов, — поясняла пресс-служба сервера. — Мы скорректировали работу веб-сайта и процесса бронирования, чтобы быть уверенными, что пользователи, которые хотят забронировать объект размещения в Крыму, смогли сделать это при условии, что их целью является только бизнес-путешествие».

Милое евролицемерие, позволившее и выгоду соблюсти, и в антироссийских санкциях поучаствовать. Народ быстро разобрался в этих маленьких хитростях: хочешь заказать проживание — ставишь «да» на вопрос: «Вы путешествуете по работе?». И без всяких ограничений можно указать любой город на побережье, число гостей, даты заезда и выезда. Тут же вылетала масса вариантов. Этакое легкое взаимное лукавство. Правда, сервис отключил возможность давать оценку крымским отелям, оставлять комментарии и отзывы. Однако при желании отзывы нетрудно найти и на других сайтах.

И вот теперь на Booking.com предлагают бронировать номер только на одного взрослого «бизнес-путешественника», а также отключили функцию обмена сообщениями между отелями и гостями. По большому счету ничего нового. «При этом работа сервиса продолжалась, поскольку никто не отменял экономической целесообразности», — саркастически констатировали в крымском Министерстве курортов.

Теперь немного статистики. В 2020-м, когда грянула пандемия, на крымский отдых приехали 6,9 млн человек. Год минувший дал полуострову рекордные 8,5 млн курортников. Теперь стоит задача увеличить количество туристов до 10 млн. Столько народу тут не бывало даже в самые благополучные времена Советского Союза. При таком потоке отдыхающих на шалости Booking можно взирать с высокой колокольни — и пусть они там в Амстердаме нервно курят что хотят. Но тут на первый план выходит другая проблема: уже сейчас некуда размещать даже нынешнее количество гостей, сориентированных на более-менее достойный уровень курортных услуг. О чем красноречиво говорят многочисленные жалобы и негативные отклики туристов на крымский сервис.

Накануне нынешних новогодних праздников Ростуризм рекомендовал прекратить действие аттестата аккредитации, которым обладало «Объединение граждан по защите прав потребителей «Курортный Крым». Именно эта компания до сих пор выдавала крымским объектам размещения так называемые звезды классности. Скандал разразился, когда комиссия Ростуризма провела масштабную проверку и выяснила, что целый ряд отелей, пансионатов и баз отдыха Южного берега Крыма, классифицированных на «три звезды», в действительности не соответствуют заявленным категориям. И что так называемая классность им присваивалась с многочисленными коррупционными нарушениями. То есть официально признано, что «звезды» крымского гостиничного бизнеса — сплошь и рядом фикция. Получается, сотни тысяч клиентов платили за подобную фикцию серьезные деньги. Чем не мошенничество в особо крупном размере?

Практически единственные, кто подтвердил свою реально высокую классность, — это несколько крупных элитных санаторно-курортных комплексов семейного типа, да еще пятизвездочные отели, которых по всему Южному берегу лишь десяток. Причем основную массу здешней ВИП-брони заранее выкупает московская и питерская номенклатура, попавшая под санкции Запада, а также «невыездные» силовики. Понятно, что услуги Booking.com подобной высокой публике вообще не нужны. Да и туристам попроще без них как-то спокойнее. Зачем портить нервы, читая на крупном международном сервисе негативные отклики про крымский отдых? Тут Booking явно сыграла на стороне наших чиновников.